Хохловский В.Н.

 

ОЦЕНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТИПОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Современные телекоммуникационные технологии рассматриваются как техническая основа дистанционного обучения. Обычно выделяют две группы технических средств: во-первых, основанные на телевидении и, во-вторых, основанные на компьютерных сетях. Интерактивность в обучении является одним из ключевых факторов. При использовании телевидения это качество можно обеспечить за счет «двунаправленного» вещания, что значительно удорожает стоимость обучения. В этом случае требуется, чтобы возможность телевизионной передачи была обеспечена как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Компьютерные телекоммуникационные технологии обладают относительной дешевизной и позволяют обеспечить интерактивное общение естественным образом. Возможности компьютерных сетей с точки зрения наглядности обучения в настоящее время возрастают: кроме обычной передачи текста и отдельных изображений становится осуществимой анимация изображений, передача кино- или видеоряда, а также звука в оцифрованной форме.

Наиболее полно их современные возможности раскрыты в Интернете. Под этим названием чаще всего имеют в виду мировое объединение компьютерных сетей. Мы же будем акцентировать внимание на том, что Интернет представляет собой универсальное средство связи для получения информационных услуг и доступа к информации. Выделяются следующие уровни его использования:

(А) Электронная почта е-mai1, позволяющая производить отсылку и получение файлов в режиме отложенного доступа к сети.

(Б) Группы новостей или электронные доски объявлений, объединяющие свыше 3 тыс. тематических групп пользователей.

(В) Удаленный доступ к ресурсам сети в режиме эмуляции терминала, когда пользователь имеет возможность запускать программы, находящиеся на удаленном от него компьютере.

(Г) Прямой круглосуточный доступ в полном объеме через высокоскоростные каналы связи. Это наиболее дорогой режим работы с сетью - несколько десятков тысяч долларов в год.

(Д) Прямой доступ с использованием протоколов SLIР/РРР. В отличие от уровня (В), пользователь имеет возможность запускать программы на своем компьютере.

(Е) Использование выделенной линии связи, когда пользователь имеет возможность предоставлять типовые информационные услуги для других пользователей сети.

Прямой доступ на уровнях Г, Д, Е обеспечивает наиболее полный набор возможностей по использованию Интернета и включает возможности работы с современными высокоуровневыми протоколами связи - т. наз. «гоферами» (gоphеr) и «сетями WWW» (Word Wide Web).

В контексте данной работы понятие цели обучения будем связывать с «уровнем творческой составляющей», которую следует обеспечить в результате процесса обучения. С этой точки зрения, как известно, можно выделить следующие виды обучения:

а) в случае непродуктивных знаний и умений:

1) репродуктивный уровень, когда обучаемый лишь повторяет предложенные ему элементы;

2) приобретение знаний и умений решать новую задачу, которая, однако, подобна изучаемой;

б) в случае продуктивных знаний и умений:

3) эвристический уровень, когда обучаемый может решить новую задачу на основе существенного обобщения;

4) творческий уровень, когда обучаемый вдобавок к предыдущим возможностям обладает способностью формулировать новые для него проблемы и задачи в изучаемой области.

В процессе обучения для каждого из указанных видов следует методически обеспечить этап предъявления новой информации и этап закрепления знаний, умений, навыков. Кроме того, отдельной методической задачей выступает задача контроля усвоения учебного материала.

Теперь сформулируем ключевой вопрос: в какой степени уровни доступа рассматриваемых телекоммуникационных технологий способны обеспечить процесс обучения того или иного вида? Ответ на этот вопрос может быть получен в результате анализа возможности достижения каждой упомянутой цели обучения при использовании каждого приведенного уровня использования Интернета. Проиллюстрируем сказанное на примерах.

Этап предъявления нового материала в случае любого вида обучения является процессом, направленным от преподавателя к обучаемому. При реализации в рамках телекоммуникационных технологий этот этап состоит в однонаправленной передаче текста и изображений и требует значительного времени на ознакомление. По этой причине прямой доступ к Интернету является избыточным и может быть допустим в случае достаточного финансирования.

Если цель обучения состоит в обеспечении эвристического вида обучения (вид 3), то следует учесть характер деятельности преподавателя и обучаемого в этом случае. Хотя на этапе закрепления предъявленного материала интерактивная составляющая является безусловно важной, время решения задач является значительным. По этой причине прямой доступ в этом случае может быть также заменен на отложенный.

В отличие от приведенных примеров проверка усвоения учебного материала для репродуктивного вида обучения требует простых вопросов. Поэтому время ответов и задержки ответов не должны быть большими. В этом случае использование прямого доступа является оправданным.

Hosted by uCoz